Прокат столов  |  wk01.ru
antiNATO На х.ж.н.и х.с в.

E-mail: VVK@VK3109.spb.edu E-mail

Перечень документов


Информационное агентство "Славянский мир"
20.05.99 (Официальный текст; Москва)

ЭКСТРЕМИСТЫ ИЗ КРЫМСКО-ТАТАРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ПЫТАЮТСЯ ПРЕВРАТИТЬ КРЫМ В НОВОЕ КОСОВО

18 мая отмечалась 55-я годовщина депортации крымских татар. Эта тема на протяжении последних десятилетий постоянно эксплуатировалась политическими деятелями, расшатывавшими устои нашего государства, и в наши дни она служит источником нестабильности и межнациональной напряженности в Крыму. Сегодня на многотысячных митингах и акциях протеста по всему Крыму выдвигаются опасные претензии исключительного права крымских татар на полуостров. С этой точки зрения подавляющее большинство населения Крыма выглядят как "пришлые люди", которые должны испытывать комплекс вины перед "коренной нацией". В этой связи удивляет пассивность и бездействие властей Украины, явно пасующих перед размахом организованного движения крымских татар.

Нынешние акции следует рассматривать в контексте набирающей обороты президентской предвыборной гонки на Украине, власти которой демонстрируют неспособность защитить большинство населения крымского полуострова - как русских, так и украинцев от агрессивных действий активистов крымско-татарского движения. Особенно угрожающими в этой связи выглядят звучащие на митингах призывы "ликвидировать российские военные базы в Крыму" в связи с событиями на Балканах. Мы считаем потакание таким заявлениям крайне опасным, ведь не стоит забывать, к чему может привести недальновидная политика заигрывания с теми, кто хочет превратить Крым в новое Косово.

Директор института стран СНГ, Председатель социал-патриотического движения "Держава" К.Ф.Затулин


Информационное агентство "Славянский мир" 20.05.99 (Соб.инф.; Симферополь-Москва)
Крым

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ. ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

В 1939 г. численность крымских татар составляла 218000 человек. В период Великий Отечественной войны десятки тысяч крымских татар добровольно присоединились к гитлеровцам. (В соответствии с национальными традициями, это было невозможно без одобрения со стороны как близких, так и дальних родственников.) ...

Основа для создания ситуации в ее нынешнем виде - закон о реабилитации репрессированных народов. В соответствии с ним, действующая установка - репатриация татар - опирается на так называемое "историческое право", которое не признается правом международным. (В соответствии с таким "историческим правом", якуты, например, могли бы претендовать на возвращение в Монголию). Активный процесс переселения татар в Крым начался в 1989-1990 гг. По заявлениям крымско-татарских лидеров в тот период, общая численность крымских татар, проживающих вне Крыма, составляла 1200000 человек, из них 800000 человек предполагали "возвратиться" в Крым. К, собственно, крымским татарам, присоединились татары астраханские, казанские, сибирские и пр. Не исключалось и переселение в Крым татар, которые проживают в Турции.

Цель: создание демографического перевеса с последующим взятием политической власти в Крыму, что в принципе соответствует задачам, в долгосрочном плане решаемым в рамках идей пантюркизма и панисламизма. С 1991-1992 гг. переселение крымских татар носит характер массовой кампании, финансируемой, в том числе, и Анкарой. Известно значительное количество случаев принудительного (в том числе с помощью угроз) переселения татар в Крым из разных регионов бывшего СССР. Из 250000 крымских татар, которые оформили постоянное проживание в Украине, 149000 являются гражданами Украины. Около 100000 крымских татар не получили гражданства Украины, из них 20000 - лица без гражданства и 80000 - граждане других государств.

...

В 1992 г. появилась первая информация о создании крымскими татарами групп боевиков и об их специальных тренировках. Такая информация продолжает поступать и сейчас. С 1997-1998 гг. власти Украины, похоже, осознали опасность крымско-татарского присутствия (в его нынешних масштабах) в Крыму, а также опасность компактного проживания крымских татар. До этого вопрос о крымских татарах был для руководства Украины второстепенным; его заслоняли проблемы соперничества с Россией. Ни руководство Украины, ни ее спецслужбы (слабые как в профессиональном, так и в организационном плане), даже осознавая опасность складывающейся ситуации, не в состоянии выработать долгосрочную стратегию ее разрешения. Силовое присутствие Киева в Крыму (ОМОНы, спецназы и пр.) можно рассматривать как признак слабости власти, т.к. все эти меры не оказывают никакого воздействия ни на сущность, ни на динамику развития ситуации.

...

На Украине - три мусульманских центра. Первый - в Киеве: Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ). ДУМУ был организован (первоначально в форме общины) в 1991 году местными татарами с целью изучения ислама, татарского и арабского языков. Деятельность ДУМУ тесно связана с коммерческой деятельностью мусульманских диаспор из стран бывшего СССР и с общинами нелегальных эмигрантов из Афганистана и Пакистана. До недавнего времени в оппозиции к ДУМУ находились два других мусульманских центра - Духовное управление мусульман Крыма и Духовный центр независимых мусульманских общин Украины (ДЦНМОУ). Каждая из сторон пыталась обвинить оппонентов в "исламском фундаментализме". Однако в феврале 1998 г. все три центра пришли к взаимному соглашению. Ими заявлено: "Во имя обеспечения единства действий мусульманских организаций Украины и дальнейшего процветания ислама участники встречи договорились... проводить согласованную, скоординированную по всем направлениям деятельность". По мнению крымских экспертов, основывающемуся, в частности, на этом заявлении:

  1. При разрешении ситуации в Крыму будет все более активно использоваться исламский фактор.

  2. В данной ситуации значительно усложняется положение руководства Украины, которому дали понять, что "расползание" по территории Украины ислама как идеологической составляющей напряженности в Крыму - свершившийся факт.

...

В руководстве как Украины, так и Крыма есть люди, осознающие, что решение крымско-татарской проблемы лежит в плоскости отношений между Россией и Украиной. Однако в силу политической конъюнктуры этот вопрос сегодня не поднимается открыто. Актуальность же его очевидна: ни Россия, ни Украина не в состоянии решить данную проблему поодиночке; первая - в силу своего нынешнего правового статуса, вторая - по причине политической и экономической слабости.

 

Перечень документов