Информационное
агентство "Славянский мир"
20.05.99 (Официальный текст; Москва)
ЭКСТРЕМИСТЫ ИЗ
КРЫМСКО-ТАТАРСКОГО ДВИЖЕНИЯ ПЫТАЮТСЯ ПРЕВРАТИТЬ
КРЫМ В НОВОЕ КОСОВО
18 мая отмечалась 55-я годовщина
депортации крымских татар. Эта тема на
протяжении последних десятилетий постоянно
эксплуатировалась политическими деятелями,
расшатывавшими устои нашего государства, и в
наши дни она служит источником нестабильности и
межнациональной напряженности в Крыму. Сегодня
на многотысячных митингах и акциях протеста по
всему Крыму выдвигаются опасные претензии
исключительного права крымских татар на
полуостров. С этой точки зрения подавляющее
большинство населения Крыма выглядят как
"пришлые люди", которые должны испытывать
комплекс вины перед "коренной нацией". В
этой связи удивляет пассивность и бездействие
властей Украины, явно пасующих перед размахом
организованного движения крымских татар.
Нынешние акции следует рассматривать
в контексте набирающей обороты президентской
предвыборной гонки на Украине, власти которой
демонстрируют неспособность защитить
большинство населения крымского полуострова -
как русских, так и украинцев от агрессивных
действий активистов крымско-татарского
движения. Особенно угрожающими в этой связи
выглядят звучащие на митингах призывы
"ликвидировать российские военные базы в
Крыму" в связи с событиями на Балканах. Мы
считаем потакание таким заявлениям крайне
опасным, ведь не стоит забывать, к чему может
привести недальновидная политика заигрывания с
теми, кто хочет превратить Крым в новое Косово.
Директор института стран СНГ,
Председатель социал-патриотического движения
"Держава" К.Ф.Затулин
Информационное агентство
"Славянский мир" 20.05.99 (Соб.инф.;
Симферополь-Москва)
Крым
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ. ИЗ
ИСТОРИИ ВОПРОСА
В 1939 г. численность крымских татар
составляла 218000 человек. В период Великий
Отечественной войны десятки тысяч крымских
татар добровольно присоединились к гитлеровцам.
(В соответствии с национальными традициями, это
было невозможно без одобрения со стороны как
близких, так и дальних родственников.) ...
Основа для создания ситуации в ее
нынешнем виде - закон о реабилитации
репрессированных народов. В соответствии с ним,
действующая установка - репатриация татар -
опирается на так называемое "историческое
право", которое не признается правом
международным. (В соответствии с таким
"историческим правом", якуты, например,
могли бы претендовать на возвращение в Монголию).
Активный процесс переселения татар в Крым
начался в 1989-1990 гг. По заявлениям
крымско-татарских лидеров в тот период, общая
численность крымских татар, проживающих вне
Крыма, составляла 1200000 человек, из них 800000 человек
предполагали "возвратиться" в Крым. К,
собственно, крымским татарам, присоединились
татары астраханские, казанские, сибирские и пр.
Не исключалось и переселение в Крым татар,
которые проживают в Турции.
Цель: создание демографического
перевеса с последующим взятием политической
власти в Крыму, что в принципе соответствует
задачам, в долгосрочном плане решаемым в рамках
идей пантюркизма и панисламизма. С 1991-1992 гг.
переселение крымских татар носит характер
массовой кампании, финансируемой, в том числе, и
Анкарой. Известно значительное количество
случаев принудительного (в том числе с помощью
угроз) переселения татар в Крым из разных
регионов бывшего СССР. Из 250000 крымских татар,
которые оформили постоянное проживание в
Украине, 149000 являются гражданами Украины. Около
100000 крымских татар не получили гражданства
Украины, из них 20000 - лица без гражданства и 80000 -
граждане других государств.
...
В 1992 г. появилась первая информация о
создании крымскими татарами групп боевиков и об
их специальных тренировках. Такая информация
продолжает поступать и сейчас. С 1997-1998 гг. власти
Украины, похоже, осознали опасность
крымско-татарского присутствия (в его нынешних
масштабах) в Крыму, а также опасность компактного
проживания крымских татар. До этого вопрос о
крымских татарах был для руководства Украины
второстепенным; его заслоняли проблемы
соперничества с Россией. Ни руководство Украины,
ни ее спецслужбы (слабые как в профессиональном,
так и в организационном плане), даже осознавая
опасность складывающейся ситуации, не в
состоянии выработать долгосрочную стратегию ее
разрешения. Силовое присутствие Киева в Крыму
(ОМОНы, спецназы и пр.) можно рассматривать как
признак слабости власти, т.к. все эти меры не
оказывают никакого воздействия ни на сущность,
ни на динамику развития ситуации.
...
На Украине - три мусульманских центра.
Первый - в Киеве: Духовное управление мусульман
Украины (ДУМУ). ДУМУ был организован
(первоначально в форме общины) в 1991 году местными
татарами с целью изучения ислама, татарского и
арабского языков. Деятельность ДУМУ тесно
связана с коммерческой деятельностью
мусульманских диаспор из стран бывшего СССР и с
общинами нелегальных эмигрантов из Афганистана
и Пакистана. До недавнего времени в оппозиции к
ДУМУ находились два других мусульманских центра
- Духовное управление мусульман Крыма и Духовный
центр независимых мусульманских общин Украины
(ДЦНМОУ). Каждая из сторон пыталась обвинить
оппонентов в "исламском фундаментализме".
Однако в феврале 1998 г. все три центра пришли к
взаимному соглашению. Ими заявлено: "Во имя
обеспечения единства действий мусульманских
организаций Украины и дальнейшего процветания
ислама участники встречи договорились...
проводить согласованную, скоординированную по
всем направлениям деятельность". По мнению
крымских экспертов, основывающемуся, в
частности, на этом заявлении:
При разрешении ситуации в Крыму будет
все более активно использоваться исламский
фактор.
В данной ситуации значительно
усложняется положение руководства Украины,
которому дали понять, что "расползание" по
территории Украины ислама как идеологической
составляющей напряженности в Крыму -
свершившийся факт.
...
В руководстве как Украины, так и Крыма
есть люди, осознающие, что решение
крымско-татарской проблемы лежит в плоскости
отношений между Россией и Украиной. Однако в силу
политической конъюнктуры этот вопрос сегодня не
поднимается открыто. Актуальность же его
очевидна: ни Россия, ни Украина не в состоянии
решить данную проблему поодиночке; первая - в
силу своего нынешнего правового статуса, вторая -
по причине политической и экономической
слабости. |