Информационное
агентство "Славянский мир"
19.07.99 (Соб.инф.; Москва)
В Госдуме РФ
ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
СБОРУ И ОБОБЩЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ В ХОДЕ АГРЕССИИ
НАТО ПРОТИВ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЮГОСЛАВИИ
В Комиссии Государственной Думы по сбору и обобщению информации о
преступлениях НАТО против СРЮ поддерживают заключение Комиссии по
международно-правовой оценке событий вокруг СРЮ, подготовленное по итогам ее
первой сессии (г.Санкт-Петербург, 4-5 июля 1999 года).
На наш взгляд, особое значение имеют следующие выводы этого независимого
органа, в состав которого входит ряд крупнейших российских специалистов по
международному праву:
- В активной фазе внутреннего конфликта в Косово имели место факты
насилия против мирного населения, представляющего различные этнические
группы. Однако, хотя подобные акции дают основания для объединения усилий
государств с целью их пресечения и предотвращения, это не должно
истолковываться как признание права какого-либо государства либо группы
государств по своему усмотрению прибегать к применению силы.
Военные действия НАТО против СРЮ полностью подпадают под определение
агрессии, утвержденное Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 года.
Указанные действия нарушают ряд принципов Заключительного акта
Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года,
Хельсинкского документа СБСЕ 1992 года и Лиссабонского документа ОБСЕ 1996
года.
Вооруженное нападение государств-членов НАТО на Югославию
противоречит положениям Североатлантического договора 1949 года о создании
НАТО, в частности, статьи 5 и 7 этого Договора.
Попытка оправдать агрессию против Югославии постфактум в решении
Вашингтонской встречи НАТО в верхах в апреле 1999 года юридически
несостоятельна, поскольку она была неправомочна отменять положения
указанного Договора, ратифицированного государствами-членами НАТО в
соответствии с установленными в них конституционными процедурами.
Средства и методы военной операции НАТО в Югославии несовместимы с
нормами и принципами международного права, применяемого в период вооруженных
конфликтов, в частности Женевской конвенции 1949 года и Дополнительного
протокола N 1 1977 года, в соответствии с которыми гражданское население и
невоенные объекты не должны являться объектами нападения.
Лица, допустившие серьезные нарушения Женевской конвенции и
Дополнительного протокола, в том числе гибель людей, произвольные и
проводимые в больших масштабах разрушения имущества, не вызываемые военной
необходимостью, должны нести уголовную ответственность.
На лиц, совершивших военные преступления и преступления против
человечности, не распространяются сроки давности привлечения к уголовной
ответственности.
* * *
В связи с вышеизложенным Комиссия Государственной Думы по сбору и
обобщению информации о преступлениях НАТО против Югославии считает
необходимым продолжить и активизировать работу, целью которой может быть, в
частности, содействие в привлечении к уголовной ответственности
руководителей НАТО и лидеров ряда государств - членов НАТО, несущих личную
ответственность за военные преступления против народа Югославии.
В настоящее время рассматривается вопрос о поездке группы депутатов
Государственной Думы, входящих в состав Комиссии, в Югославию для
продолжения работы по сбору и обобщению соответствующих фактов.
Председатель Комиссии Государственной Думы Российской Федерации по сбору и
обобщению информации о преступлениях НАТО против СРЮ
Н.И.Рыжков
|