antiNATO На х.ж.н.и х.с в.

E-mail: VVK@VK3109.spb.edu E-mail

Перечень документов


Информационное агентство "Славянский мир"
19.07.99 (Соб.инф.; Москва)

В Госдуме РФ

ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СБОРУ И ОБОБЩЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ В ХОДЕ АГРЕССИИ НАТО ПРОТИВ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ЮГОСЛАВИИ

В Комиссии Государственной Думы по сбору и обобщению информации о преступлениях НАТО против СРЮ поддерживают заключение Комиссии по международно-правовой оценке событий вокруг СРЮ, подготовленное по итогам ее первой сессии (г.Санкт-Петербург, 4-5 июля 1999 года).

На наш взгляд, особое значение имеют следующие выводы этого независимого органа, в состав которого входит ряд крупнейших российских специалистов по международному праву:

  1. В активной фазе внутреннего конфликта в Косово имели место факты насилия против мирного населения, представляющего различные этнические группы. Однако, хотя подобные акции дают основания для объединения усилий государств с целью их пресечения и предотвращения, это не должно истолковываться как признание права какого-либо государства либо группы государств по своему усмотрению прибегать к применению силы.
  2. Военные действия НАТО против СРЮ полностью подпадают под определение агрессии, утвержденное Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 года.

  3. Указанные действия нарушают ряд принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года, Хельсинкского документа СБСЕ 1992 года и Лиссабонского документа ОБСЕ 1996 года.

  4. Вооруженное нападение государств-членов НАТО на Югославию противоречит положениям Североатлантического договора 1949 года о создании НАТО, в частности, статьи 5 и 7 этого Договора.

    Попытка оправдать агрессию против Югославии постфактум в решении Вашингтонской встречи НАТО в верхах в апреле 1999 года юридически несостоятельна, поскольку она была неправомочна отменять положения указанного Договора, ратифицированного государствами-членами НАТО в соответствии с установленными в них конституционными процедурами.

  5. Средства и методы военной операции НАТО в Югославии несовместимы с нормами и принципами международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, в частности Женевской конвенции 1949 года и Дополнительного протокола N 1 1977 года, в соответствии с которыми гражданское население и невоенные объекты не должны являться объектами нападения.

  6. Лица, допустившие серьезные нарушения Женевской конвенции и Дополнительного протокола, в том числе гибель людей, произвольные и проводимые в больших масштабах разрушения имущества, не вызываемые военной необходимостью, должны нести уголовную ответственность.

  7. На лиц, совершивших военные преступления и преступления против человечности, не распространяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

* * *

В связи с вышеизложенным Комиссия Государственной Думы по сбору и обобщению информации о преступлениях НАТО против Югославии считает необходимым продолжить и активизировать работу, целью которой может быть, в частности, содействие в привлечении к уголовной ответственности руководителей НАТО и лидеров ряда государств - членов НАТО, несущих личную ответственность за военные преступления против народа Югославии.

В настоящее время рассматривается вопрос о поездке группы депутатов Государственной Думы, входящих в состав Комиссии, в Югославию для продолжения работы по сбору и обобщению соответствующих фактов.

              Председатель Комиссии Государственной Думы Российской Федерации по сбору и обобщению информации о преступлениях НАТО против СРЮ

              Н.И.Рыжков

 

Перечень документов